У людей, впервые столкнувшихся с понятием «вебинар», возникает вполне справедливый вопрос: «Вебинар – что это?» В памяти практически у каждого возникает ассоциация со всем известной формой обучения- семинаром, и вывод напрашивается сразу: это вебинар –это что-то , связанное с очередным новомодным методом получения знаний.
И в этом есть доля правды, поскольку оба эти понятия имеют не только сходное звучание, но и общий корень с латинским «seminarium» или знакомым русским словом «семинария», не требующим перевода в силу полной ясности значения.
Первая часть слова «веб» имеет отношение к интернет-сети. Сложив все составляющие, получаем ответ на вопрос о том, что такое вебинар -это семинар/обучение, проводящееся с использованием сети интернет.
Зачем все это нужно?
Какие цели преследуют организаторы вебинаров?
Изначально вебинар использовался для организации дистанционного обучения, на котором мог присутствовать любой желающий, и для этого ему не нужно было покупать билет, арендовывать гостиницу и лететь в другой город или перемещаться в учебную аудиторию, расположенную на соседней улице, для получения очередной порции знаний от авторитетного педагога или мастера своего дела.
Интернет приблизил к получению необходимой информации каждого желающего, а лектор теперь образовывает вебинаристов с экранов мониторов, установленных на их рабочих столах.
Сейчас область применения вебинаров расширяется, и их активно используют для проведения веб-конференций, презентаций товаров и услуг, проведения совещаний.
Каковы плюсы и минусы вебинаров?
Поскольку в онлайн мероприятии участвуют две стороны: ведущий и участник, то имеет смысл обсудить плюсы и минусы, имеющие отношение к каждой из них.
Что касается участника, то к плюсам можно отнести:
- Минимизация времени, необходимого для физического перемещения на обучение или конференцию.
- Возможность проходить обучение не в течение целого рабочего дня, а дозированно, по 1,5 -2 часа в день.
- Стоимость обучения, которая при участии в вебинаре значительно ниже, чем при посещении классического семинара.
Минусы имеют отношение к тем, кто не умеет слушать внимательно лектора ни лично, ни по сети. Но это уже вопрос мотивации, самоорганизации и внутренней дисциплины.
Все перечисленные плюсы имеют непосредственное отношение и к ведущим, включая вопрос удешевления стоимости обучения, поскольку большая затратная часть на организацию и проведение обучения отсутствует, а плата за использование сервиса проведения онлайн мероприятий в разы меньше, чем арендная плата классической аудитории.
Также не потребуется распечатывать и сшивать раздаточные материалы, организовывать кофе-брейки и т.д.

-
- Без предварительной подготовки провести качественное занятие с первой попытки вряд ли получится: необходимо владеть методикой его проведения, уметь подбирать интересный материал и выбирать форму его подачи, чтобы удерживать внимание аудитории.
- Слабая управляемость аудиторией слушателей. В любой момент любой участник может покинуть виртуальную аудиторию, зайти в нее снова, или отключиться от трансляции по техническим причинам. Все эти движения видны ведущего на компьютере и могут сбивать его с мысли, зарождая сомнение, а интересно ли слушателям на его мероприятии.
- Присутствие «трудных» участников. На обычном семинаре – это шушукающиеся и хихикающие обучающиеся, на вебинаре эти участники, получив возможность печатать в чате, могут отпускать неуместные шутки, комментировать речь лектора.
Чтобы противодействовать таким участникам можно использовать несколько приемов:
-
- приструнить, поскольку права голоса лектора никто не лишал, и опытный ведущий найдет, что ответить таким участникам;
- какое-то время не обращать внимания на чат, и на вопросы участников отвечать в конце обучения;
- задать вопрос такому участнику.
- У ведущего периодически возникает иллюзия, что вебинар – это общение с самим собой, поскольку голосовая обратная связь, как правило, в момент его проведения не подключается, и картинка с видео трансляцией участников отсутствует. К этому нужно привыкнуть и, чтобы не терять аудиторию из виду, почаще задавать вопросы участникам и проводить опросы.
Что нужно для участия в вебинаре?
И обучаемые и ведущий должны зарегистрироваться для участия в вебинаре.
Ведущему нужны компьютер или ноутбук, подключение к сети Интернет, техническая площадка, предоставляющая виртуальную аудиторию, веб-камера, гарнитура.
Участнику потребуется сходный технический набор: компьютер, гарнитур и веб-камера, если предполагается видео-участие. Если обучение платное, то необходимо произвести оплату и вовремя зайти на сайт, где будет проводиться онлайн мероприятие.
Пространство для проведения вебинара — это виртуальный кабинет – интернет-страница, на которой и будет проводиться мероприятие.
Участники не только слышат и видят выступающего, но и сами могут включаться в обсуждение вопросов как в голосовом режиме, так и с использованием видеотрансляции, обмениваться информацией друг с другом или задавать вопросы в чате, не прерывая ведущего.
Таким образом, технически трансляция похожа на конференцию в Skype: просто, удобно и доступно для пользователя.

Как записать вебинар?
Организатор может записать трансляцию, используя технические возможности платформы и по окончанию обучения, презентации или конференции предоставит участникам ссылку на запись для скачивания или повторного просмотра.
Платформы для вебинаров и какую площадку выбрать?
Среди платформ, предоставляющих сервис для проведения вебинаров, есть и платные, и бесплатные ресурсы, и корпоративные программные продукты, используемые внутри корпоративной сети, и даже Skype может решить задачу проведения небольшой конференции с несколькими участниками.
Выбор платформы зависит от целей и возможностей ведущего или организатора и зависит от:
- количества проводимых онлайн-занятий в месяц;
- планируемого количества участников;
- формы проведения: вебинар, конференция, форум, совещания;4) требования к качеству сигнала трансляции;
- технических возможностей площадки, необходимых для ведущего;
- возможностей оплаты аренды площадки.
Приведем примеры нескольких популярных площадок, сильно не в даваясь в их техническую специфику:
- Webinar.ru – популярная площадка с большими функциональными возможностями, удовлетворяет потребности в проведении обучения, конференций.
- eTutorium – платная платформа, позволяет проводить вебинар сразу двум ведущим, предлагает необходимый набор технических возможностей для проведения качественного мероприятия.
- Webinar.tw – платная платформа, которая предоставит возможности приглашать до пяти спикеров одновременно, все технические возможности есть в наличии.
- Vivavox – платная площадка для проведения онлайн мероприятий с линейкой тарифов для проведения вебинаров, конференций, форумов.
- Оovoo – площадка, позволяющая организовывать бесплатно видеоконференции с 6-ю участниками бесплатно. Программа может быть установлена на планшеты, смартфоны, ПК.
Каждый платный ресурс предоставляет возможность в течение определенного периода времени бесплатно тестировать функционал и проводить пробные вебинары.
Как провести успешный вебинар?
Отвечая на вопрос, что такое вебинар, и как его успешно провести, отметим главное условие – качественная предварительная подготовка к нему.
Для этого необходимо:
- Отобрать материал по теме обучения, создать презентацию, на которой отразить все основные разделы онлайн курса, выбрать иллюстрации, создать схемы, минимизировать объем текста на слайдах.
- Подобрать видео-материал, если планируется его использование. Наличие видео-роликов значительно повышает «интересность» обучения и помогает участнику усвоить материал.
- Подготовить опросы, позволяющие активнее включать участников в процесс обучения и показывают результаты усвоения темы.
- Освоить технические приемы работы ведущего: управление презентацией, работа с вирутальным флипчартом, демонстрация рабочего стола лектора, подключение участника для видео и голосового общения с ним, использование чата, проведение опроса, запись трансляции.
- Провести тестовый вебинар с коллегой, привыкнуть к тому, что аудиторию во время трансляции не видно и не слышно, записать свою пробу , получить обратную связь, как воспринимается материал, и, просмотрев запись, оценить себя со стороны, при необходимости внести корректировки и в свое поведение, и в материал.
- У ведущего всегда должны быть в запасе интересные истории, с помощью которых можно удерживать внимание аудитории или дать ей расслабиться. Их нужно подготовить заранее.
Все навыки формируются у ведущего с опытом, старайтесь чаще проводить онлайн обучение, придумывайте темы, приглашайте участников на бесплатные вебинары, посещайте мероприятия других ведущих и создавайте свою копилку интересного опыта.
И в заключении отметим, что вебинар – это активно развивающаяся форма коммуникаций, у которой большое будущее.
Научиться сейчас проводить онлайн обучение или конференции – это значит идти в ногу со временем, помогая людям получать новую информацию в максимально удобных для них условиях и не задаваться больше вопросом: «Вебинар , что это такое?», поскольку ответ им будет хорошо известен.
[bye]