Всем привет дорогие друзья, читатели in4wp. Сегодня ко мне пришла гениальная мысль проследить эффективность своих лендингов. В стал вопрос «как»? У меня есть статистика заходов на лендинг и есть количество подписчиков. Можно ли эти данные назвать подробными? Блин, а мне до сегодняшнего дня этого вполне хватало.
Но решил копнуть поглубже и заметил что у многих вебмастеров ссылка на лендинг такая длиннющая получается, с разными параметрами, и оказалось — эти параметры называются utm метки — вот о них давайте сегодня и поговорим.
Небольшой оффтоп:
Как вами, наверное, уже было замечено — вчера я решил сделать себе выходной и ничего не написал. Это даже не связано с тем что нечего писать, скорее со здорвьечком. :) Толи я сильно метеозависим, толи еще чего. Короче была резкая смена погоды — и меня придавило к койке, башка трещала, глазки вылазили, давление скакало. Ну и т.п. Может кто знает как это лечится? :) Сегодня, кстати, чутка получше, но не совсем, как видите, только к вечеру слегка полегчало — дополз до компьютера.
Ну да ладно. Давайте разберемся с нашей сегодняшней темой, а именно с utm-метками.
UTM — это как оказалось — аббревиатура. Вы знали? Я нет! И расшифровывается она как UrchinTrackingModule – это специальные идентификаторы, которые добавляются в конец ссылки.
С помощью этих идентификаторов (меток) — можно будет проанализировать многие параметры, например, откуда пришел клиент или подписчик.
Если вы привлекаете людей на свои лендингии с помощью контекстной рекламы — можно будет отследить с какой рекламной кампании пришел подписчик, даже по какому ключевому слову он пришёл.
В общем — полезная штука.
[note]Сама по себе аббревиатура «UTM» появилась в компании Urchin Software, которая в 2005 году была куплена гуглом. А продукт, который производился этой компанией позже превратился в известный нам Google Analytics.[/note]
Сама UTM-метка состоит из двух частей: идентификатора и переменной, которая присваивается данному идентификатору.
Вот например
Как построить utm-метку
Построить их не сложно. Главное — знать обязательные и необязательные параметры.
Чтобы построить рабочую метку — нам нужны обязательные параметры. Вот они:
utm_source – Это источник перехода. Мы можем назвать его как угодно, просто чтобы самим потом не запутаться. Я в основном пользуюсь Яндекс Директом, поэтому нашу здесь «direct». Когда я начну пользоваться рекламой от гугла — напишу google. Ну и т.д. Думаю, сами понимаете.
utm_medium – Это способ взаимодействия. Вы должны указать как показывалась реклама. Была ли эта реклама за показы или за клики. Общепринятые обозначения: CPC — оплата за клики и CPM — оплата за показы (используется, когда вы пользуетесь, например, банерной рекламой). Я пользуюсь оплатой за клики, поэтому ставлю CPC.
utm_campaign — Разделяем рекламные кампании. Наверное уже ни для кого не секрет, что на один лендинг можно создавать не одно объявление и создавать не одну рекламную компанию. Зачем это делается — тема для других статей. Сейчас мы просто говорим о том как разделять подписчиков. Здесь в общем, тоже пишем название кампании латинсики буквами, главное потом самим не запутаться.
А теперь пройдемся по опциональным utm-меткам.
utm_term — Ключевое слово, по которому пришли на ваш лендинг или целевую страницу.
utm_content — тип объявления. Это дополнительная опция разделения кампаний. Можете указать что это текстовое объявление было, или банер.
Допустим, я рекламирую свою книгу копирайтера. Рекламируюсь через Яндекс Директ с оплатой за клики. У меня две кампании. Одна называется first, вторая называется second.
И вот что у меня получится:
http://in4wp.ru/i/textbook/?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=first
http://in4wp.ru/i/textbook/?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=second
В итоге у меня получилось две уникальные ссылки, которые ведут на одну и туже страницу.
А в Яндекс Метрике я смогу потом разделить эти переходы и этих подписчиков, которые подпишутся на мою рассылку и получат книгу.
Где анализировать работу utm метки
Анализировать конечно же в метрике, ну или гугл аналитике, что кому ближе. Мне ближе метрика, вы уже знаете.
Поэтому я предоставлю скрин к Метрике.
Вы должны зайти в Стандартные отчеты — Источники — UTM метки
Ну, это одно из применений.
Смотрите, мы разобрали всего лишь три параметра, а уже сколько пользы они нам принесли.
А ведь есть еще и дополнительные параметры utm-меток, которые уже являются уникальными для каждого рекламной сети.
Дополнительные параметры utm-меток
Дополнительные параметры нужны для дополнительной информации, которую вы хотите получить. Сразу скажу, для блоггеров — эта информация врядли понадобится. А вот для оптимизаторов, которые следят за эффективностью рекламных кампаний магазина — очень даже нужна.
С помощью дополнительных параметров utm ссылок — вы сможете отслеживать даже такие мелочи как: на какой позиции находилось рекламной объявление, по которому пришел клиент.
UTM-параметры для Yandex.Direct
Полная ссылка для директа, со всем набором дополнительных параметров будет выглядеть так:
sitename.ru/?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=campaign-name&utm_term={keyword}&utm_position_type={position_type}&utm_position={position}&utm_matchtype={addphrases}&utm_placement={source}&utm_network={source_type}
Но тут есть и хорошая новость: Яндекс автоматически подставит необходимые значения. Главное понимать, какие переменные — для чего.
Вот вам весь набор для Яндекса.
Параметр | Значение | Описание |
{source_type} | Тип размещения: на поиске в рекламной сети Яндекса | search – поисковая площадка; context – тематическая (РСЯ) |
{source} | Название площадки | домен площадки (url) — при показе на сайте РСЯ; none — при показе на поиске Яндекса |
{addphrases} | Инициирован ли этот показ «дополнительными релевантными фразами» | yes – показ по одной из дополнительных фраз no – показ по одной из исходных фраз |
{position_type} | Тип блока, если показ произошёл на странице с результатами поиска Яндекса | premium – спецразмещение; other – блок внизу; none – блок не на поиске Яндекса |
{position} | Точная позиция объявления в блоке | номер позиции в блоке; 0 – если объявление было показано не на поиске Яндекса |
{keyword} | Ключевая фраза, по которой было показано объявление | Текст ключевой фразы без минус-слов |
UTM-параметры для Google Adwords
Тут смысл тот же самый, но параметров побольше. Я сразу скажу — не со всеми разобрался. Просто потому что не фанат гугла.
Стоит также сказать, что Adwords позволяет привязать к URL собственные параметры. Функция называется ValueTrack (я не использовал).
Параметр | Значение | Описание |
{network} | тип площадки: поиск или контекст | g (поиск Google), s(поисковые партнеры) или d(КМС) |
{placement} | площадка, только для КМС | адрес площадки |
{adposition} | позиция объявления | 1t2(страница 1, вверху, место 2), 1s3 (страница 1, справа, место 3) или none (КМС) |
{creative} | уникальный идентификатор объявления | 16541940833 (чтобы увидеть идентификатор в AdWords, добавьте соответствующий столбец на вкладке) |
{matchtype} | тип соответствия ключевого слова | e (точное соответствие), p (фразовое) или b (широкое) |
{keyword} | ключевое слово | ключевое слово |
{device} | тип устройства | m (мобильный телефон), t (планшетный ПК) или c (компьютер, ноутбук) |
{target} | категория места размещения (только для таргетинга на места размещения) | категория места размещения (например, кулинария) |
{ifsearch:search} | показ на поиске | search |
{ifcontent:content} | показ в КМС | content |
{adtype} | тип рекламного блока (только для кампаний с таргетингом на товары) | pla (товарное объявление), pe (расширение “дополнительная информация о товаре”) |
{devicemodel} | марка и модель устройства | Apple+iPhone |
{copy:допссылка} | текст дополнительных ссылок или информации о товарах. | допссылка |
{ifmobile:mobile} | показ на мобильном устройстве. Вместо слова после двоеточия можно написать любое значение. | mobile, если клик произошел с контекстного объявления |
Вот такие дела.
Как вы думаете, нужно ли все эти параметры вводить вручную? Нет!
Генераторы и компоновщики utm-меток
В принципе по сути своей, что генератор, что компоновщик utm-меток — работу они выполняют одну и туже.
Вы просто заполняете нужные поля и вам в итоге появляется нужная ссылка.
Вот примеры этих замечательных сервисов.
[urlspan]Генератор utm метки от Гугла[/urlspan]
[urlspan]gaurl.ru[/urlspan]
[urlspan]utmurl.ru[/urlspan]
Мне понравились два последних. Удобно, однако. А вам?
Использовать эти utm-метки можно не только в Директе или Google Adwords. Вы можете их использовать в банерах, в тарегированной рекламе, в рассылке по подписчикам и пр. В общем, способом применения — достаточно.
Надеюсь я понятно расписал преимущества utm-меток! А теперь пора применить новые знания на практике.
Пользуясь случаем, хочу объявить о том, что у меня есть БЕСПЛАТНЫЙ курс по созданию блога с нуля — ПОЛУЧИТЬ КУРС. Помогаю новичкам в развитии.
Если у вас есть вопросы — задавайте в комментариях. Если у вас что-то не получится — обращайтесь, разберемся вместе. НО не забудьте подписаться. Работаю только с подписчиками.
А пока вы вникаете в эту тему — я пойду переделывают свои кампании в Директе на свои лендинги.
[bye]
Спасибо за развернутую статью. Очень интересно и информативно. Чуть позже буду заморачиваться как раз на подобные штуки. Только еще надо сайт переделать.
Спасибо за разъяснения. Вот теперь понятно, что откуда берется. А то обычно смотришь на эти параметры и ничего понять не можешь. Мне больше всего нужна была информация по Яндекс-директу — теперь все увидел и смог для себя расшифровать!
Оказывается все так просто, ну конечно когда есть инструкция, статистика вещь нужная, интересно, а вы что, всеми этими переменными пользуетесь? Если не всеми, то какими?
т.е. utm метки нужны чтобы просто знать откуда пришел посетитель? Так если я итак знаю где я рекламу размещаю? :)
Все правильно понимаете! Просто если источников рекламы много, например, баннеры, рассылка, директ и пр., то обязательно нужно знать откуда пришли посетители, чтобы иметь возможность вносить коррективы
Последнее время использую https://bbf.ru/tools/54/ , от Гугла, что-то не понравился по юзабилити.